Ли­те­ра­тур­ные встре­чи

Про­щай, дон Ху­ан! Моя са­мая пер­вая кни­га, из­дан­ная в 1998 го­ду, на­зы­ва­лась «Про­ща­ние с до­ном Хуа­ном». В ней я пе­ре­смат­ри­вал свой опыт ма­ги­че­ской прак­ти­ки по Кас­та­не­де. Од­но­вре­мен­но я за­ме­тил, что ли­те­ра­тур­ное твор­че­ст­во яв­ля­ет­ся очень мощ­ной ду­хов­ной прак­ти­кой. А один его ас­пект, ис­поль­зуе­мый в ка­че­ст­ве тех­ни Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ки ма­ги­че­ско­го пе­ре­смот­ра сво­ей про­шлой жиз­ни, про­сто не­оце­ним. В этой гла­ве я по­ве­ду речь ещё об од­ной сво­ей судь­бо­нос­ной встре­че, о сво­ём Учи­те­ле, аб­ст­ракт­ном ли­те­ра­тур­ном На­став­ни­ке, хо­тя у ме­ня есть ещё и «му­за», моя не­ви­ди­мая, бес­плот­ная, твор­че­ская вдох­но­ви­тель­ни­ца. Сей­час она жи­вёт в сно­ви­де­ни­ях, из­ред Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ка про­еци­руя на ме­ня свои вы­со­кие твор­че­ские энер­гии, но од­на­ж­ды она явит­ся во пло­ти. Мне об этом из­вест­но, ведь со­кро­ви­ща сно­ви­де­ний от­кры­ва­ют че­ло­ве­ку его Судь­бу и бу­ду­щее…

Всё сме­ша­лось в мо­ём вос­при­ятии по­сле ма­гии тол­те­ков, - и сон и явь. По­то­му что, в дей­ст­ви­тель­но­сти не су­ще­ст­ву­ет ни сна Ли­те­ра­тур­ные встре­чи, ни яви, а есть толь­ко из­лу­чаю­щее свой та­ин­ст­вен­ный ду­хов­ный свет, не­по­сти­жи­мое ин­тел­лек­том, но по­зна­вае­мое в опы­те - СОЗ­НА­НИЕ.

В этой гла­ве я не хо­чу се­бя пред­став­лять ли­те­ра­то­ром, - та­ко­вым я не яв­ля­юсь, - но мне ин­те­рес­но про­сле­дить своё ли­те­ра­тур­ное твор­че­ст­во с эзо­те­ри­че­ской точ­ки зре­ния, как оп­ре Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­де­лён­ную ду­хов­ную прак­ти­ку. И, пре­ж­де все­го, на мой взгляд, бу­дет очень по­лез­но при­от­крыть сво­ему чи­та­те­лю не­ко­то­рые за­гад­ки и «ме­ха­ни­ку» ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са.

Мно­гие из­вест­ные пи­са­те­ли, вклю­чая та­ких все­ми при­знан­ных ге­ни­ев, как Л. Тол­стой и Ф. Дос­то­ев­ский, не осоз­на­ва­ли в пол­ной ме­ре скры­тую ду­хов­но-энер Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ге­ти­че­скую суть ли­те­ра­тур­но­го ис­кус­ст­ва.

На­пра­ши­ва­ет­ся срав­не­ние: пи­са­тель по­хож на од­но­ро­го­го че­ло­ве­ка-оле­ня. По­че­му!? Да, по­то­му, что вся его твор­че­ская спо­соб­ность со­сто­ит лишь в том, что­бы су­меть свою пи­шу­щую ру­ку при­ста­вить сра­зу к го­ло­ве и уметь очень бы­ст­ро за­пи­сы­вать воз­ни­каю­щие мыс­ли и Ли­те­ра­тур­ные встре­чи об­ра­зы. У обыч­ных лю­дей ру­ка, как ей и по­ло­же­но быть, при­кре­п­ле­на к ту­ло­ви­щу. У пи­са­те­ля она про­из­ра­ста­ет из ма­куш­ки. Как из­вест­но, мыс­ли ви­та­ют в воз­ду­хе. Их на­до ус­петь вы­чле­нить, рас­по­знать, схва­тить и тут же пе­ре­не­сти на бу­ма­гу. За­хва­ты­ва­ет мыс­ли и от­прав­ля­ет на бу­ма­гу энер­ге­ти Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­че­ская ру­ка пи­са­те­ля, не­ви­ди­мый ас­т­раль­ный рог. Вот и вы­хо­дит, что пи­са­тель по­хож на од­но­ро­го­го оле­ня с ру­кой, об­ра­щён­ной в рас­то­пы­рен­ных паль­цах ла­до­нью квер­ху, - про­из­ра­стаю­щей из по­верх­но­сти го­ло­вы. Пи­са­те­ли – это очень стран­ные ро­га­тые лю­ди.

Утон­чён­ная суб­стан­ция «соз­на­ние» ма­те­риа­ли­зу­ет­ся в сло Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­вах.

- «В на­ча­ле бы­ло Сло­во», - го­во­рит нам древ­няя свя­щен­ная кни­га.

В рас­по­ря­же­нии рус­ско­го пи­са­те­ля все­го три­дцать три пись­мен­ных зна­ка – три­дцать три ма­лень­ких бу­ков­ки. Слов, что­бы опи­сать ве­щи и яв­ле­ния это­го ми­ра, сам мир, - сот­ни и сот­ни ты­сяч. Со­че­та­ния же слов в пред­ло­же­ни­ях, аб­за­цах, в смы­сло­вых кон Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­тек­стах, гла­вах, кни­гах, - стре­мят­ся к бес­чис­лен­но­му мно­же­ст­ву. Но и это­го бес­ко­неч­но­го раз­но­об­ра­зия не хва­та­ет, что­бы опи­сать, вы­ра­зить сло­ва­ми чув­ст­ва, мыс­ли, на­строе­ния, со­стоя­ния, - ни­чтож­но ма­лую то­ли­ку не­уло­ви­мо­го Соз­на­ния! На­ши сло­ва все­гда при­бли­зи­тель­ны, рас­плыв­ча­ты, не­точ­ны. И всё же пи­са­тель, ра­бо Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­таю­щий со сло­вом, пы­та­ет­ся най­ти наи­бо­лее точ­ное со­че­та­ние слов, вы­ра­жаю­щее на­строе­ние сво­их ге­ро­ев и своё соб­ст­вен­ное. Пи­са­тель - это ху­дож­ник, ри­сую­щий кар­ти­ны сло­ва­ми. Сло­ва – это крас­ки и их сме­ше­ние в нуж­ных про­пор­ци­ях… Ху­дож­ник сло­ва пре­одо­ле­ва­ет чу­до­вищ­ное со­про­тив­ле­ние ра­бо­че­го ма­те­риа Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ла. Он, по­доб­но шах­тё­ру, пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет гру­ды пус­той ру­ды, рас­ше­ве­ли­ва­ет мощ­ные пла­сты соз­на­ния, что­бы об­на­ру­жить нуж­ный сплав и вы­та­щить дра­го­цен­ный сли­ток из нуж­ных слов.



Пи­са­тель ле­пит фор­мы и всо­вы­ва­ет в них со­дер­жа­ние, смысл.

Сло­ва – это свое­об­раз­ный пла­сти­лин, вяз­кий ко­мок смы­слов, ас­со­циа­ций и по­ня­тий. Та Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­кой ку­сок пла­сти­ли­на и есть ра­бо­чий ма­те­ри­ал, из ко­то­ро­го пи­са­тель и ле­пит. Пи­са­тель ещё и скульп­тор. Из не­ви­ди­мо­го пла­сти­ли­на или из свое­об­раз­ной тон­ко­ма­те­ри­аль­ной гли­ны он ле­пит и соз­да­ёт фи­гу­ры, порт­ре­ты, об­ра­зы, пей­за­жи, па­но­ра­му, сю­жет. Но и на этом твор­че­ст­во не за­кан­чи­ва­ет­ся Ли­те­ра­тур­ные встре­чи. Пи­са­тель ожив­ля­ет, оду­хо­тво­ря­ет свою леп­ку. Он бу­к­валь­но вды­ха­ет в неё свои энер­гии, на­строе­ния, со­стоя­ния, вы­зы­ваю­щие у чи­та­те­ля со­от­вет­ст­вую­щие ре­ак­ции, чув­ст­ва, мыс­ли, ощу­ще­ния…

Идеи кру­жат­ся в воз­ду­хе. Скульп­то­ру, или ху­дож­ни­ку сло­ва, при­хо­дить­ся ра­бо­тать од­но­вре­мен­но на двух уров­нях, двух пла­стах, в Ли­те­ра­тур­ные встре­чи двух про­стран­ст­вах соз­на­ния. Сна­ча­ла на­до про­ник­нуть в мир идей и ух­ва­тить там «жир­ную» мысль; по­том спус­тить её по­ни­же, об­лечь в сло­ва и тем са­мым её ма­те­риа­ли­зо­вать; да­лее, что­бы сде­лать фор­му ещё бо­лее ося­зае­мой, не­об­хо­ди­мо впе­ча­тать в неё чув­ст­ва, вы­ле­пить в ху­до­же­ст­вен­ный об­раз и на­ко­нец дать но­во­му слеп­ку жизнь - вдох Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­нуть в не­го свою уп­ру­гую жизненную энер­гию! Впро­чем, ино­гда пер­вым по­яв­ля­ет­ся зри­тель­ный об­раз, а по­том уже мысль...

Ав­то­ру очень важ­но са­мо­му, во всех де­та­лях, от­чёт­ли­во­сти и под­роб­но­стях ви­деть, чув­ст­во­вать, пе­ре­жи­вать всё то, о чём он пи­шет. Чем силь­нее раз­ви­та у пи­са­те­ля эта спо­соб­ность, тем даль­ше и глуб­же бу­дет дви­гать Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ся зна­ко­мая нам точ­ка его соз­на­ния. И тем мощ­нее и реа­ли­сти­чнее од­но­вре­мен­но бу­дут за­пе­ча­ты­вать­ся в сло­вах энергии на бу­ма­ге… Та­ким об­ра­зом, пи­са­тель за­пе­ча­ты­ва­ет за­га­доч­ную, жи­вую ткань соз­на­ния и при по­мо­щи слов ос­тав­ля­ет свое­об­раз­ный, не­ви­ди­мый, энер­ге­ти­че­ский от­тиск на бу­ма­ге. В ре­зуль Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­та­те об­ра­зы, од­на­ж­ды ли­те­ра­тур­ным спо­со­бом за­пе­ча­тан­ные на бу­ма­ге и од­но­вре­мен­но в ду­хов­ном про­стран­ст­ве, уже не­воз­мож­но ни сте­реть, ни унич­то­жить. Ру­ко­пи­си не го­рят! - спра­вед­ли­во от­ме­тил мас­тер про­зы М. А. Бул­га­ков. Они не го­рят по­то­му, что, да­же бу­ду­чи унич­то­жен­ны­ми на бу­ма­ге и вме Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­сте с бу­ма­гой, уже яв­ля­ют­ся тон­кома­те­ри­аль­ной суб­стан­ци­ей, энер­ге­ти­че­ской виб­ра­ци­ей, жи­вой сущ­но­стью! По­след­няя пре­бы­ва­ет в бли­жай­ших к нам пла­стах ноо­сфе­ры Зем­ли и сту­чит­ся, стре­мить­ся по­пасть и про­ры­ва­ет­ся в соз­на­ние многих лю­дей.

Идеи но­сят­ся в про­стран­ст­ве. Они жи­вут соб­ст­вен­ной жиз­нью…

Вос­хва­ляя ка­ко­го-ни Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­будь ли­те­ра­тур­но­го ге­ния и вос­тор­га­ясь его ис­кус­ст­вом ото­бра­же­ния (за­пе­чат­ки) жи­вой суб­стан­ции соз­на­ния, за­бы­ва­ют о глав­ном. Ка­ж­дый твор­че­ский про­цесс яв­ля­ет­ся дву­сто­рон­ним! Пи­са­тель и чи­та­тель - рав­но­знач­ны. Ра­бо­та ав­то­ра все­гда со­твор­че­ст­во. Он не­зри­мо об­ра­ща­ет­ся к то­му, для ко­го пи­шет.

Связ Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ка пи­са­тель/чи­та­тель – это сво­его ро­да обо­юд­ная те­ле­фон­ная связь. Ав­тор как бы не­что дик­ту­ет, пе­ре­да­ёт в те­ле­фон­ную труб­ку. Он вы­страи­ва­ет, соз­да­ёт тон­ко-энер­ге­ти­че­ский ка­нал. Но и при­ни­мать, от­кли­кать­ся на дру­гом кон­це про­во­да - есть то­же ис­кус­ст­во!

Спо­соб­ность к рас­пе­ча­ты­ва­нию, де­ко­ди­ро­ва­нию по Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­слан­ной твор­че­ской энер­гии мо­жет быть как вы­со­кой, раз­ви­той, так и низ­кой.

Ка­ж­дый чи­та­тель не­из­беж­но всту­па­ет в со­твор­че­ст­во с ав­то­ром. И сте­пень, ши­ро­та, глу­би­на ху­до­же­ст­вен­но­го вос­при­ятия чи­та­те­ля бу­дет за­ви­сеть от уров­ня его под­го­тов­лен­но­сти.

Чи­та­тель мо­жет не уви­деть, не по­нять, не раз­гля­деть, не про­чув Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ст­во­вать и ос­тать­ся рав­но­душ­ным к про­чи­тан­но­му. Ду­хов­ная за­пе­чат­ка не за­тро­нет его ду­шу, энер­гии не по­па­дут и не вой­дут в по­ле его вос­при­ятия. С дру­гой сто­ро­ны, чи­та­тель­ский уро­вень мо­жет быть вы­ше пи­са­тель­ско­го. В та­ком слу­чае чи­та­те­ля ждёт раз­оча­ро­ва­ние.

Так слу­чи­лось со мной, ко­гда я про­чи­тал Ли­те­ра­тур­ные встре­чи од­ну кни­гу по­пу­ляр­но­го и мод­но­го ны­не пи­са­те­ля Б. Аку­ни­на. На­пи­са­но хо­ро­шо, лов­ко, смач­но, склад­но; кни­га за­во­ра­жи­ва­ет, ув­ле­ка­ет, да­же гип­но­ти­зи­ру­ет, но за­пе­ча­тан­ные энер­гии толь­ко ас­т­раль­ные, эмо­цио­наль­ные, низ­кие, тя­жё­лые, от­ра­жён­ные. Со све­то­нос­ным, сущ­но­ст­ным ис­точ­ни­ком не со­еди Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ня­ют, вы­со­ких и про­свет­лён­ных энер­гий не да­ют. Ли­те­ра­тур­ный ка­му­шек хо­ро­шо смот­рит­ся, иг­ра­ет, бле­стит; бла­го­род­ная ог­ран­ка, но вот бе­да, он - фаль­ши­вый! А зна­чит, - это не вы­со­кая ли­те­ра­ту­ра, а шир­пот­реб…

Чте­ние кни­ги в лю­бом ва­ри­ан­те - та­кое же та­ин­ст­во, как и её соз­да­ние. Чи­таю­щий спо­со­бен вме­сте с Ли­те­ра­тур­ные встре­чи ав­то­ром от­пра­вить­ся в да­лё­кое пу­те­ше­ст­вие и про­ник­нуть в не­ви­ди­мые ду­хов­но-энер­ге­ти­че­ские по­то­ки. Ве­до­мый соб­ст­вен­ным со­твор­че­ст­вом, чи­та­тель спо­со­бен по­пасть в не­дос­туп­ные, за­кры­тые пре­ж­де про­стран­ст­ва соз­на­ния. Та­ким об­ра­зом, кни­га яв­ля­ет­ся все­го лишь сред­ст­вом, спо­со­бом со­на­строй­ки Ли­те­ра­тур­ные встре­чи и под­клю­че­ния к за­пре­дель­но­му. Вме­сте с тем кни­га яв­ля­ет­ся ра­зум­ной сущ­но­стью, эзо­те­ри­че­ской виб­ра­ци­ей, влияю­щей на субъ­ект вос­при­ятия. Бо­лее то­го, в мис­ти­ке из­вест­ны слу­чаи, ко­гда кни­ги вне­дря­лись в соз­на­ние че­ло­ве­ка и воз­дей­ст­во­ва­ли на не­го да­же то­гда, ко­гда их не от­кры­ва­ли и не чи­та­ли! Су­ще­ст Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ву­ют очень опас­ные, вред­ные, раз­ру­ши­тель­ные кни­ги, да­же ес­ли их не чи­тать, а толь­ко дер­жать в сво­ей ком­на­те. На­при­мер, очень раз­ру­ши­тель­ное, но скры­тое влия­ние ока­зы­ва­ют на соз­на­ние че­ло­ве­ка кни­ги по­пу­ляр­но­го экс­т­ра­сен­са С. Ла­за­ре­ва о «за­цеп­ках» с на­до­ед­ли­во-по­вто­ряе­мым на­зва­ни­ем «Ди­аг­но Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­сти­ка кар­мы»… Не ме­нее гу­би­тель­ны и вред­ны кни­ги Ген­на­дия Ма­ла­хо­ва (о «чи­ст­ках» те­ла и «пи­тие мо­чи»). Соз­на­ние та­ких книг за­хват­ни­че­ски-на­сту­па­тель­но, аг­рес­сив­ное, их виб­ра­ции от­кро­вен­но злые; но боль­шин­ст­во чи­та­те­лей это­го не ви­дят и не по­ни­ма­ют, толь­ко из­ред­ка ощу­щая не­кий не­яс­ный, внут­рен­ний дис­ком Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­форт…

Как, ка­ким спо­со­бом от­кры­ва­ет мис­ти­че­ские, за­кры­тые про­стран­ст­ва соз­на­ния сам пи­са­тель? Это свя­за­но с по­ня­тия­ми энер­ге­ти­че­ских цен­тров, или две­рей, – чакр, и бо­лее уз­ких ство­рок в рам­ках этих чакр - «пор­та­лов». Ос­нов­ные две­ри пи­са­те­ля - ве­неч­ный, или ко­рон­ный, ма­ку­шеч­ный энер­го­центр; над­бров­ный, или «тре­тий глаз»; под­гру­дин­ный, или ас Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­т­раль­ный, чув­ст­вен­но-эмо­цио­наль­ный, и не­ко­то­рые пор­та­лы в бо­лее уз­ком зна­че­нии.

От­кры­ва­ет­ся дверь, и об­ра­зу­ют­ся ус­ло­вия к ПО­ГРУ­ЖЕ­НИЮ. Точ­ка ин­ди­ви­ду­аль­но­го соз­на­ния ав­то­ра про­скаль­зы­ва­ет, про­тис­ки­ва­ет­ся, про­ни­ка­ет сквозь кон­крет­ный пор­тал в за­кры­тое ра­нее про­стран­ст­во соз­на­ния и на Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­чи­на­ет там - па­рить, за­ви­сать, ле­тать! От­ту­да она про­тя­ги­ва­ет, ор­га­ни­зу­ет вос­при­ня­тые и сфо­ку­си­ро­ван­ные в пу­чок ду­хов­ные энер­гии. Они на­чи­на­ют ак­тив­но транс­ли­ро­вать­ся, ра­бо­тать.

Да­лее пи­са­тель, на­стро­ен­ный на со­б­ран­ные точ­кой его соз­на­ния све­то­вые во­лок­на, про­пус­ка­ет их свет че­рез со­от­вет­ст­вую­щий Ли­те­ра­тур­ные встре­чи ка­нал, ко­то­рый не­мед­лен­но за­мы­ка­ет­ся на ру­ку, или на ру­ки в слу­чае на­бо­ра на ком­пь­ю­те­ре. По­сле поч­ти мгно­вен­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния этих энер­гий в сло­ва и в ре­зуль­та­те сплав­ле­ния об­ра­зов, смы­слов и си­туа­ций, он та­ким спо­со­бом за­пе­ча­ты­ва­ет, ма­те­риа­ли­зу­ет и од­но­вре­мен­но за­зем­ля Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ет ду­хов­ную ткань соз­на­ния. И уже не важ­но, как вы­гля­дит текст, - чер­но­вик на бу­ма­ге, из­дан­ная кни­га или на­бор на эк­ра­не ком­пь­ю­те­ра. Энер­ге­ти­че­ская виб­ра­ция уже соз­да­на и оформ­ле­на, и она не­зри­мо при­сут­ст­ву­ет и дей­ст­ву­ет в со­от­вет­ст­вую­щем про­стран­ст­ве. На этом мис­сия ав­то­ра за­кан­чи­ва­ет­ся, но Ли­те­ра­тур­ные встре­чи твор­че­ский про­цесс не окон­чен! Всту­па­ет в си­лу чи­та­тель­ское твор­че­ское вос­при­ятие. Ес­ли чи­та­те­лю уда­ёт­ся сво­бод­но на­стро­ить­ся на ав­тор­ское ви­де­ние, то ин­ди­ви­ду­аль­ная точ­ка соз­на­ния чи­та­те­ля по­па­да­ет в тот же ду­хов­ный по­ток. Она сколь­зит и плы­вёт в нём…

А да­лее про­ис­хо­дит уди­ви­тель­ный и та­ин­ст Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­вен­ный про­цесс. Не­об­хо­ди­мая, нуж­ная энер­ге­ти­че­ская дверь от­кры­ва­ет­ся и у чи­та­те­ля! И он про­ле­та­ет, про­ни­ка­ет сквозь эту дверь и по­па­да­ет в то же са­мое про­стран­ст­во соз­на­ния, в ко­то­ром уже на­хо­дил­ся, ку­пал­ся пи­са­тель. Пи­са­тель не вы­ше чи­та­те­ля. Они рав­ны. Про­сто он пер­вый, ве­ду­щий… Как уз­нать, по­пал ли ты в Ли­те­ра­тур­ные встре­чи по­ток? Это не­слож­но. Чи­таю­щий на­чи­на­ет ис­пы­ты­вать те же чув­ст­ва, мыс­ли и со­стоя­ния и от­кли­кать­ся на пе­ре­жи­ва­ния ав­то­ра. Он вхо­дит в глу­бо­кое со­пе­ре­жи­ва­ние с ним, тем бо­лее пол­ное, чем бо­лее глу­бо­кий след или от­тиск сво­его соз­на­ния ос­та­вил гра­вёр, ху­дож­ник сло­ва.

Точ­ные де­та­ли и не­об­хо­ди­мые Ли­те­ра­тур­ные встре­чи под­роб­но­сти про­из­ве­де­ния спо­соб­ст­ву­ют бо­лее гар­мо­нич­ной со­на­строй­ке точ­ки соз­на­ния и уг­луб­лен­но­му чи­та­тель­ско­му по­гру­же­нию. Мас­тер­ски на­пи­сан­ная сце­на поч­ти все­гда при­во­дит в ДВИ­ЖЕ­НИЕ точ­ку соз­на­ния чи­та­те­ля!

Ли­те­ра­тур­ное твор­че­ст­во - это все­гда из­ме­нён­ное со­стоя­ние соз­на­ния ав­то Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ра, ко­то­рое в той или иной сте­пе­ни мо­жет быть по­вто­ре­но, пе­ре­жи­то и чи­та­те­лем. Не­ред­ко чи­та­тель по­лу­ча­ет да­же боль­ше...

Твор­че­ский про­цесс – это все­гда по­вы­шен­ная чув­ст­ви­тель­ность и тон­кость вос­при­ятия. Это от­кры­тие «третье­го гла­за» (соч­ные крас­ки и об­ра­зы), не­кая, по­рой пси­хи­че­ски не со­всем нор­маль­ная твор­че­ская ли­хо Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­рад­ка, воз­бу­ж­дён­ность, ак­тив­ный на­плыв чувств и мыс­лей, что зна­чит: точ­ка соз­на­ния сдви­ну­лась на уро­вень те­ла сно­ви­де­ний. Это во­до­во­рот, пла­стич­ность и наи­боль­шая ак­тив­ность ас­со­циа­тив­ных свя­зей. И очень мно­гие пи­са­те­ли не скры­ва­ют пси­хо­ло­гии сво­его твор­че­ст­ва и го­во­рят о нём, как о не­ких «под­клю­че­ни­ях», за­мы­ка­нии та­ин Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ст­вен­ной свя­зи, «нисхождении Сверху» неких потоков…

Ана­ло­гич­ным бы­ва­ет про­цесс и чи­та­тель­ско­го по­гру­же­ния, при ко­то­ром ка­кая-ни­будь кни­га на­столь­ко ув­ле­ка­ет, что за­бы­ва­ешь о еде, ус­та­ло­сти, сне, вре­ме­ни, де­лах. Это ИСС - из­ме­нён­ное со­стоя­ние соз­на­ния… А ко­му не зна­ком про­цесс сла­до­ст­но­го по­гру­же­ния в ка­кой-ни­будь ир­ре­аль­ный Ли­те­ра­тур­ные встре­чи мир доб­рот­но сде­лан­ной фан­та­сти­ки или вол­ни­тель­но­го, пред­вос­хи­щён­но­го удо­воль­ст­вия от ин­три­гую­ще­го де­тек­тив­но­го рас­сле­до­ва­ния?

Увы, как и всё в на­шем ми­ре, про­стран­ст­ва соз­на­ния мо­гут быть под­лин­ны­ми, раз­ви­ваю­щи­ми чи­та­те­ля, или оказаться лож­ны­ми, фаль­ши­вы­ми, под­дель­ны­ми.

Пи­са­тель мо­жет от­крыть не Ли­те­ра­тур­ные встре­чи ту дверь и, по­пав в бу­та­фор­ную ком­на­ту, взять и прив­не­сти от­ту­да фаль­ши­вые энер­гии, ко­то­рые не со­еди­ня­ют с ду­хов­ным ис­точ­ни­ком. В ито­ге - ими­та­ция, ли­те­ра­тур­ная под­дел­ка. Не по­па­дёт ни­ку­да и ни­че­го не при­об­ре­тёт для се­бя в этом слу­чае и чи­та­тель, как в при­ме­ре с Б. Аку­ни­ным.

Су­ще­ст­ву­ют два Ли­те­ра­тур­ные встре­чи эта­па твор­че­ско­го эзо­те­ри­че­ско­го про­цес­са, как и лю­бой дру­гой ду­хов­ной прак­ти­ки:

1) от­кры­тие энер­ге­ти­че­ской две­ри и про­ник­но­ве­ние «сквозь» и «за» неё; по­па­да­ние в оп­ре­де­лён­ное из­ме­нён­ное со­стоя­ние; пе­ре­жи­ва­ние;

2) бо­лее вы­со­кий и про­дви­ну­тый - «го­ре­ние»: са­ма дверь и про­стран­ст­во за ней - го­рят!!!

Про­цесс «го­ре­ния Ли­те­ра­тур­ные встре­чи» да­ёт чис­тую ду­хов­ную энер­гию и ощу­ща­ет­ся, как подъ­ём, лёг­кость, кры­лья, твор­че­ский взлёт, вдох­но­ве­ние, ра­дость и ощущение сча­стья.

Пи­са­тель, сго­рая сам, спо­со­бен воз­жечь сво­ей ду­хов­ной энер­ги­ей и чи­та­те­ля. Но не на­до по­ни­мать ду­хов­ное «го­ре­ние» в бы­то­вом и от­ри­ца­тель­ном смыс­ле: «сго­рел на ра­бо­те», «пе­ре­го­рел» и т. п.

«Го­ре Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ние» - это ин­тен­сив­ное ду­хов­ное раз­ви­тие, сплав­ле­ние и пе­ре­плав­ка в еди­ное це­лое раз­лич­ных энер­гий по­знаю­ще­го, - в ду­хов­ное, не­тлен­ное те­ло. В ав­то­био­гра­фи­че­ской ра­бо­те «Са­мо­по­зна­ние» на пе­ре­жи­ва­ние ин­тен­сив­но­го «го­ре­ния» не­од­но­крат­но ука­зы­ва­ет вы­даю­щий­ся рус­ский фи­ло­соф Ни­ко­лай Бер­дя­ев…

Что пред­став Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ля­ет со­бой про­цесс го­ре­ния с эзо­те­ри­че­ской точ­ки зре­ния? Точ­ка ин­ди­ви­ду­аль­но­го соз­на­ния, яв­ля­ясь из­би­ра­тель­ным фильт­ром, со­на­страи­ва­ет­ся на по­ло­су вос­при­ятия утон­чён­ных, вы­со­ких, про­свет­ляю­щих, «го­ря­чих», или ог­нен­ных энер­гий, и на­чи­на­ет их вли­вать в об­щее по­ле (био­по­ле) че­ло­ве­ка. В ре­зуль­та­те про­ис Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­хо­дит очи­ще­ние и кри­стал­ли­за­ция прин­ци­пи­аль­но но­вой ду­хов­ной струк­ту­ры - те­ла Люб­ви и бла­жен­ст­ва. О наи­бо­лее пол­ной вклю­чён­но­сти и по­гру­жен­но­сти в об­ласть вы­со­ких Бо­же­ст­вен­ных энер­гий сви­де­тель­ст­ву­ет твор­че­ский экс­таз, ин­сайт, или мен­таль­ное оза­ре­ние, са­то­ри, или ма­лое про­свет­ле­ние, и в сво­ей са­мой выс­шей Ли­те­ра­тур­ные встре­чи ста­дии – «са­мад­хи», или пол­ное по­гру­же­ние соз­на­ния в Бо­га, Дао, Пус­то­ту с от­клю­че­ни­ем от вос­при­ятия внеш­не­го ми­ра и те­ла.

Что не­об­хо­ди­мо пред­при­нять, что­бы твор­че­ски вос­пла­ме­нить­ся?

Пи­са­те­лю пи­сать, а чи­та­те­лю - чи­тать. Впро­чем, и чи­та­тель мо­жет по­про­бо­вать пи­сать.

Из ав­тор­ско­го днев­ни­ка о со Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­стоя­нии твор­че­ско­го го­ре­ния за 19 ию­ля 1998 г:

- …Не­что во мне по­ти­хо­неч­ку на­ка­п­ли­ва­ет­ся, дол­го, смут­но и уп­ря­мо зре­ет. Взра­щи­ва­ет­ся, про­би­ва­ет­ся, вы­на­ши­ва­ет­ся. Чув­ст­ву­ешь пе­ре­пол­не­ние - эта­кое уди­ви­тель­ное при­ят­ное чув­ст­во це­ло­ст­но­сти, разбухания, все­объ­ем­ле­мо­сти, рас­ши­ре­ния.

Да­лее кри­ти­че­ский пре Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­дел и… Взрыв! Воз­бу­ж­де­ние, азарт, оза­ре­ние, ис­кро­мёт­ность, вдох­но­ве­ние, кры­лья! Уле­та­ешь из фак­ти­че­ской дан­но­сти (ком­на­та, руч­ка, бу­ма­га ис­че­за­ют), ку­да-то за­па­да­ешь, про­ва­ли­ва­ешь­ся, к че­му-то со­кро­вен­но­му, вы­со­ко­му при­ка­са­ешь­ся, под­клю­ча­ешь­ся. За­бы­ва­ешь об обе­де, ужи­не. Есть со­вер­шен­но не хо­чет­ся Ли­те­ра­тур­ные встре­чи. Те­бя пи­та­ют, на­сы­ща­ют иные энер­гии.

Соз­на­ние вле­та­ет в не­ве­до­мое про­стран­ст­во и за­ви­са­ет там.

То­гда, бро­сив всё, жад­но бе­жишь к тет­рад­ке (ком­пь­ю­те­ру), хва­та­ешь впо­пы­хах пер­вую за­ва­ля­щую бу­ма­гу и ав­то­руч­ку и, не ви­дя их, пи­шешь, пи­шешь, пи­шешь…

Энер­гия буй­ная, не­уем­ная, ко­лы­хаю­щая­ся буд­то са­ма вли­ва Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ет­ся в фор­мы, сло­ва, об­ра­зы и вы­плё­ски­ва­ет­ся на лист бу­ма­ги (на эк­ран мо­ни­то­ра). Про­дол­жа­ешь пе­ре­жи­вать мощ­ный эмо­цио­наль­ный на­кал, на­пря­же­ние; на­сла­ж­да­ешь­ся, уми­ля­ешь­ся, пла­чешь, тор­же­ст­ву­ешь…

Сло­ва про­сто гра­дом сы­п­лют­ся с не­ба, ус­пе­вай толь­ко их хва­тать, рас­став­лять и за­пи­сы­вать! Бы­ст­рее ло­вить и Ли­те­ра­тур­ные встре­чи са­жать их под об­лож­ку, - по­будь­те здесь, род­нень­кие, те­перь не убе­жи­те!

Ру­ка не ус­пе­ва­ет за мыс­ля­ми…

Бы­ва­ет - стоп! За­кли­ни­ло. Об­рыв. Дол­го не мо­жешь най­ти, по­доб­рать нуж­ное сло­во. Тор­моз. Экая му­ка - все­го лишь од­но сло­во! - Ну, че­го за­стря­ли, эй, вы там на­вер­ху?! Да­вай доб­ро! Нет, не идёт. Ушёл по­ток, от­клю­чил­ся…

По­про­бу Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ешь «сам», - не то… То­гда ухо­дишь гу­лять ку­да-ни­будь в при­ро­ду или ра­бо­та­ешь на ого­ро­де.

Вдруг, ни с то­го, ни с се­го - бац! Свер­ху не­бреж­но-ле­ни­во - кап! Нуж­ное сло­во стре­ми­тель­но го­ря­чим ог­нен­ным ме­тео­ром как бы не­хо­тя, не­при­ну­ж­дён­но па­да­ет свер­ху в го­ло­ву и вон­за­ет­ся в мозг. - Так вот же оно, та­кое про­стое, но Ли­те­ра­тур­ные встре­чи нуж­ное, точ­ное сло­во! И в са­мый не­под­хо­дя­щий мо­мент упа­ло!.. Мгно­вен­но упав­шее сло­веч­ко всё склеи­ва­ет, свя­зы­ва­ет, за­мы­ка­ет по­вес­тво­ва­тель­ную нить и про­би­ва­ет за­стой, и ты не мо­жешь не бе­жать сно­ва к сво­ему сто­лу, к сво­ей пи­са­ни­не.

Бе­жишь, спе­шишь к до­му, ес­ли да­ле­ко, бо­ишь­ся рас­пле­скать, рас­те­рять со­б­ран Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ные мыс­ли, кар­тин­ки. А, до­бе­жав, сно­ва стро­чишь без ос­та­нов­ки. Уже за пол­ночь, по­ра спать и ни­как не ос­та­но­вить­ся. За­став­ля­ешь се­бя лечь. Ло­жишь­ся и не мо­жешь ус­нуть. В твоё соз­на­ние без сту­ка втор­га­ют­ся ещё бо­лее удач­ные и ори­ги­наль­ные сло­ва, обо­ро­ты, об­ра­зы, срав­не­ния. Не вы­дер­жи­ва­ешь, вска­ки­ва­ешь, де­ла­ешь до­пи­ски на ка Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ких-то об­рыв­ках вдоль и по­пе­рёк. Сно­ва ло­жишь­ся и вновь вска­ки­ва­ешь, по­то­му что та­кое удач­ное на ред­кость сло­во боль­ше те­бе мо­жет не при­дти - ло­ви мо­мент! В об­щем, так поч­ти всю ночь - воз­бу­ж­дён­ный, взбу­до­ра­жен­ный, со­всем не до сна. Чув­ст­ву­ешь жар, бу­к­валь­но за­ки­па­ешь, со­всем не в се­бе – вспы­хи­ва­ешь, сго­ра­ешь, го­ришь Ли­те­ра­тур­ные встре­чи…

Пи­са­тель­ст­во - это бо­лезнь, одер­жи­мость, су­ма­сше­ст­вие, па­то­ло­гия, под­клю­че­ние к не­ве­до­мой энер­гии. Вы­му­чи­вать из се­бя ни­че­го не на­до, - бу­дет пло­хо, не­удач­но. Нуж­но пи­сать о том, что на­бо­ле­ло, вол­ну­ет, вы­стра­да­но, что са­мо про­сит­ся на бу­ма­гу. О глав­ном.

Не еди­ной строч­кой не лгу…

Поз­же мне от­кры­лось, что та­кие со Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­стоя­ния - дли­тель­ная пер­вич­ная ог­нен­ная про­чи­ст­ка. Че­рез не­сколь­ко лет моё пи­са­тель­ское ув­ле­че­ние при­об­ре­ло бо­лее гар­мо­нич­ный и урав­но­ве­шен­ный ха­рак­тер. Пла­мя ста­ло бо­лее чис­тым…

Лю­бо­пыт­но, как ощу­ща­ет­ся ду­хов­но-энер­ге­ти­че­ский по­ток. Та­кие сло­ва, как «по­ток», «ру­чей», «струя», «ре­ка», «русло» - го­во­рят са­ми за се­бя Ли­те­ра­тур­ные встре­чи. Те­бя слов­но не­сёт. Всё по­лу­ча­ет­ся лег­ко и без уси­лий: на­хо­дят­ся нуж­ные сло­ва, ор­га­ни­зу­ет­ся не­об­хо­ди­мый ритм, при­хо­дит же­ла­тель­ное на­строе­ние. Буд­то твор­че­ская энер­гия са­ма пи­шет за те­бя и че­рез те­бя, а че­ло­ве­ка она лишь ис­поль­зу­ет как сред­ст­во или ин­ст­ру­мент. Всё вре­мя не по­ки­да­ет ощу­ще­ние, что пи­шешь, тво Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ришь не ты, что в «лич­ном» вме­ша­тель­ст­ве или уси­лии со­всем нет ну­ж­ды! Кста­ти, это - при­знак по­па­да­ния в центр твор­че­ско­го энер­го­по­то­ка. Во­прос толь­ко один: ка­ко­ва его ду­хов­ная суть? У не­го не все­гда мо­гут быть воз­вы­шен­ные ис­то­ки. Вспом­ним, что в «Мас­те­ре и Мар­га­ри­те» у Бул­га­ко­ва по­кой да­ру­ет Мас­те­ру Во­ланд, вла Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ды­ка тём­ных Сил!…

Су­ще­ст­ву­ет два ти­па пи­са­те­лей. Од­ни в сво­ём твор­че­ст­ве де­ла­ют ак­цент на вы­мы­сел и во­об­ра­же­ние. По­лу­ча­ет­ся прав­до­по­доб­но и да­же мо­жет вы­бить сле­зу. Так, за­ме­ча­тель­ный рас­сказ «Лёг­кое ды­ха­ние» Ива­на Бу­ни­на пол­но­стью вы­ду­ман. Дру­гие же стре­мят­ся вос­про­из­ве­сти жизнь, как она есть, как Ли­те­ра­тур­ные встре­чи они её ви­дят и по­ни­ма­ют, они жи­во­пи­су­ют с на­ту­ры.

В са­мом де­ле, че­го вы­ду­мы­вать? В жиз­ни и без то­го столь­ко ин­те­рес­но­го и ори­ги­наль­но­го ма­те­риа­ла, - вы­ду­мать та­кое не­воз­мож­но, - бе­ри и ор­га­ни­зуй его, ук­ла­ды­вай в из­вест­ные фор­мы!..

Всё то, что я фик­си­рую в сво­их за­пис­ках, мною лич­но пе Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ре­жи­то и ис­пы­та­но. До­ду­мать­ся до та­ко­го я бы не смог…

Без­ус­лов­но, ли­те­ра­тур­ное ре­мес­ло - очень мощ­ная ду­хов­ная прак­ти­ка. И за твой же ду­хов­ной рост, бла­го­дат­ные твор­че­ские пе­ре­жи­ва­ния те­бе ещё и день­ги пла­тят! А по­че­му бы и чи­та­те­лю до­пол­ни­тель­но не при­пла­чи­вать не­мно­го за то, что он чи­та­ет Ли­те­ра­тур­ные встре­чи? (Шутка.)

Тем не ме­нее, имен­но сам пи­са­тель име­ет це­лый ряд до­пол­ни­тель­ных пре­иму­ществ.

Од­но из них - ма­ги­че­ский пе­ре­смотр сво­ей жиз­ни. Вос­соз­да­вая в де­та­лях кар­ти­ны сво­ей про­шлой жиз­ни, ав­тор обес­пе­чи­ва­ет глу­бо­кое по­гру­же­ние точ­ки сво­его соз­на­ния в оп­ре­де­лён­ные энер­ге­ти­че­ские мат­ри­цы и по­втор­но их про­жи­ва Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ет, про­ра­ба­ты­ва­ет. Итог та­ко­го твор­че­ст­ва - раз­бло­ки­ров­ка, очи­ще­ние, ос­во­бо­ж­де­ние. Ста­но­вишь­ся всё лег­че, не­ве­со­мее, энер­ге­ти­че­ски силь­нее. Те­ло сно­ви­де­ний под­го­тав­ли­ва­ет­ся к аб­ст­ракт­но­му по­лё­ту в не­из­вест­ное…

Но и чи­та­тель в этом ас­пек­те спо­со­бен не от­стать. Ес­ли он силь­но пе­ре­жи­ва­ет Ли­те­ра­тур­ные встре­чи, со­чув­ст­ву­ет, от­кли­ка­ет­ся на не­что в про­чи­тан­ной кни­ге, то те же са­мые бло­ки­ров­ки су­ще­ст­ву­ют и в нём, - а зна­чит, дей­ст­ву­ет и про­цесс ду­хов­но­го очи­ще­ния. В пси­хо­ло­гии су­ще­ст­ву­ет по­ня­тия «ка­тар­сис» - про­цесс пси­хоэмо­цио­наль­но­го воз­дей­ст­вия на соз­на­ние че­ло­ве­ка раз­лич­ных ви­дов ис­кус­ст Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ва и пси­хо­ло­ги­че­ских ме­то­дов с по­сле­дую­щей энер­ге­ти­че­ской раз­ряд­кой.

Пи­са­тель, за­гля­ды­вая всё ча­ще в за­пре­дель­ные про­стран­ст­ва, всё бо­лее от­та­чи­ва­ет, утон­ча­ет, раз­ви­ва­ет своё ду­хов­ное ви­де­ние. Он мо­жет «ви­деть» не толь­ко об­ра­зы, мыс­ли и фор­мы раз­лич­ных энер­гий из тон­ко­го ми­ра, но и вос­при­ни­мать их ка Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­че­ст­во…

Ис­пы­ты­ва­ешь удо­воль­ст­вие от все­мо­гу­ще­ст­ва, все­вла­стия над свои­ми ге­роя­ми и пер­со­на­жа­ми - речь идёт о чис­то ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ни­ях. Хо­чу - каз­ню, хо­чу - ми­лую! Пи­са­тель - хо­зя­ин це­лой твор­че­ской все­лен­ной! Од­ним взгля­дом он спо­со­бен ох­ва­тить ши­ро­кую па­но­ра­му! Ему дос­туп­но опе­ри­ро Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­вать длин­ны­ми ис­то­ри­че­ски­ми пе­рио­да­ми жиз­ни че­ло­ве­че­ст­ва и да­же це­лы­ми гло­баль­ны­ми, кос­ми­че­ски­ми цик­ла­ми! Всё и вся вме­ща­ет в се­бя еди­нич­ный свет соз­на­ния! Лю­бо­пыт­но, что ино­гда и ге­рои бе­рут власть над ав­то­ра­ми и по­сту­па­ют, как им взду­ма­ет­ся. Это зна­чит, что вме­ши­ва­ют­ся, всту­па­ют в Ли­те­ра­тур­ные встре­чи си­лу ре­аль­ные ду­хов­ные энер­гии. Они стре­мят­ся к ав­то­но­мии и про­яв­ля­ют­ся, как им долж­но…

И по­след­нее пре­иму­ще­ст­во пи­са­те­ля, ко­то­рое, кста­ти, дос­туп­но и чи­та­те­лю, - не­по­сред­ст­вен­ный акт ду­хов­но­го «го­ре­ния»…

Са­мую пер­вую по­пыт­ку и, я бы ска­зал, «при­мер­ку» к со­подк­лю­че­нию, Дух, тот са­мый не­уло­ви­мый и Ли­те­ра­тур­ные встре­чи не­объ­яс­ни­мый Дух, о ко­то­ром речь ещё пой­дёт да­лее, про­из­вёл со мной, ко­гда мне бы­ло все­го лет во­семь-де­вять… В треть­ем или чет­вёр­том клас­се шко­лы мне взбре­ло в го­ло­ву вес­ти лич­ный днев­ник, и я стал на­ца­ра­пы­вать, за­пе­чат­лять в тон­кой тет­ра­доч­ке в кле­точ­ку кое-ка­кие со­бы­тия и дет­ские впе­чат­ле­ния. За­пи­сы­вал не­склад­но Ли­те­ра­тур­ные встре­чи, ко­ря­во, не­уме­ло, под­ра­жая ко­му-то… Ув­ле­че­ние дли­лось не­дол­го.

Да­лее сле­до­вал обыч­ный, как и у всех, про­цесс - чте­ние раз­но­об­раз­ной при­клю­чен­че­ской дет­ской и юно­ше­ской ли­те­ра­ту­ры; фор­ми­ро­ва­ние «чи­та­тель­ско­го» цен­тра, ко­то­рый од­но­вре­мен­но ока­зы­ва­ет­ся и «пи­са­тель­ским»…

В воз­рас­те во­сем­на­дца­ти-де Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­вят­на­дца­ти лет, в пе­ри­од сту­ден­че­ской мо­ло­до­сти, мне как-то по­па­лась книж­ка италь­ян­ско­го пи­са­те­ля Све­во «Са­мо­по­зна­ние Дзе­но». Ав­тор, глу­бо­ко по­гру­жа­ясь в свой внут­рен­ний мир, бес­по­щад­но его ис­сле­до­вал и опи­сы­вал. По­доб­ная пси­хо­ана­ли­ти­ка ме­ня бу­к­валь­но при­во­ро­жи­ла, за­гип­но­ти­зи­ро­ва­ла. Я об­на Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ру­жил и в се­бе са­мом точ­но та­кие же по­ры­вы, вле­че­ния, за­прет­ные мыс­ли и же­ла­ния. На бес­соз­на­тель­ном уров­не я, ви­ди­мо, уже то­гда пред­чув­ст­во­вал, что за всей этой не­кон­тро­ли­руе­мой по­ло­сой под­соз­на­тель­но­го, пси­хи­че­ско­го скры­ва­ют­ся те са­мые бесценные внутренние на­стоя­щие ду­хов­ные со­кро­ви­ща, ко­то­рые я, вдруг, об­на Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ру­жу мно­гим поз­же…

Не­из­вест­ный и аб­ст­ракт­ный си­лу­эт да­лё­ко­го италь­ян­ца из про­шло­го ука­зал мне сво­им паль­цем на од­ну из пла­нет. Пла­не­та на­зы­ва­лась - ли­те­ра­ту­ра. Под­ра­жая Све­во, я про­бо­вал соз­да­вать ана­ло­гич­ные са­мо­ис­сле­до­ва­ния с пре­тен­зи­ей на ори­ги­наль­ность, как-то: «Днев­ник са­мо­убий­цы», «Жад­ная лю­бовь Ли­те­ра­тур­ные встре­чи», «Ис­по­ведь по­кой­ни­ка» и про­чие опу­сы. Ув­ле­че­ние ока­за­лось спон­тан­ным и не­дол­гим.

Впро­чем, ещё су­ще­ст­во­вал эпи­сто­ляр­ный жанр. Я за­во­дил друж­бу со мно­ги­ми де­вуш­ка­ми из дру­гих го­ро­дов и вёл с ни­ми на­ме­рен­ную пе­ре­пис­ку. В сво­их пись­мах я ис­поль­зо­вал для са­мо­вы­ра­же­ния ли­те­ра­тур­ные фор­мы и ху­до Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­же­ст­вен­ные приё­мы. А из­ли­вать свои чув­ст­ва на бу­ма­гу кон­крет­но­му че­ло­ве­ку бы­ло на­мно­го ин­те­рес­нее и от­вет­ст­вен­нее, чем пи­сать «в стол», для се­бя.

«…За­жат в уще­лье ком­нат. Взгляд сколь­зит за ок­но на тём­ную, за­сне­жен­ную ули­цу. В строй­ном си­лу­эте слу­чай­ной про­хо­жей уга­ды­ваю твою по­ход­ку. Это ты??? Нет, не мо­жет быть! Я про­сто бре Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­жу то­бой, и ка­жет­ся и чу­дит­ся сквозь ти­хий бред ме­те­ли – твои гла­за. Твои гла­за, как во­про­си­тель­ные зна­ки… Они све­тят­ся и при­бли­жа­ют­ся ко мне… Здрав­ст­вуй, На­та­ша!…»

По­сле ар­мии на­стал но­вый пе­ри­од мо­ей жиз­ни. В то вре­мя у меня в кар­ма­нах поя­ви­лись хру­стя­щие де­неж­ные ку­пю­ры и в сво­бод­ное от ос­нов­ной, про Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти в сфе­ре тор­гов­ли я стал во­дить друж­бу с зё­лё­ным Зми­ем. Го­во­рят, что на дне бу­тыл­ки за­ле­га­ет не­кая ис­ти­на. В этом есть до­ля прав­ды, в осо­бен­но­сти, ес­ли ты чув­ст­ву­ешь глу­бо­кую не­удов­ле­тво­рён­ность жиз­нью. По край­ней ме­ре, ал­ко­голь уво­дит от буд­нич­ной, се­рой дей­ст­ви­тель­но­сти в свои при Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­вле­ка­тель­ные ми­ры и на­де­ля­ет соз­на­ние но­вы­ми по­зи­ция­ми. В уме­рен­ных до­зах ал­ко­голь да­ёт вна­ча­ле те­бе всё то, что ты хо­чешь: удов­ле­тво­рён­ность, по­кой, рав­но­ве­сие и рас­ко­ван­ность, све­де­ние всех про­блем на «нет». А глав­ное - ме­ди­та­тив­ное пе­ре­жи­ва­ние, тон­кое бла­жен­ст­во. Зе­лё­ный Змий - од­на из форм энер­гии Зем­ли, ко Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­то­рая за­шиф­ро­ва­на в фор­му­ле спир­та С2Н5ОН, яв­ля­ет­ся ещё и ду­хов­ным Учи­те­лем - без­жа­ло­ст­ным, жес­то­ким и силь­ным. С ним я в ту по­ру и по­встре­чал­ся. В на­шей стра­не, во­об­ще, очень мно­го ме­ди­ти­рую­щих по­сред­ст­вом ви­на и пи­ва ду­хов­ных прак­ти­ков…

Пе­рио­ди­че­ски обу­ча­ясь сме­ще­нию точ­ки сво­его соз Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­на­ния под ру­ко­во­дством «зе­лё­но­го» Учи­те­ля, и в то же вре­мя не на­хо­дя смыс­ла соб­ст­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния, тос­куя по че­му то да­лё­ко­му и пре­крас­но­му, я вновь об­ра­тил­ся к со­став­ле­нию днев­ни­ко­вых за­пи­сей. Чи­тал мно­гих пи­са­те­лей-клас­си­ков и пе­рио­ди­че­ски за­ха­жи­вал в ме­ст­ную го­род­скую ли­те­ра­тур Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ную сту­дию. Вско­ре я де­лаю про­бу пе­ра и экс­пе­ри­мен­ти­рую в об­лас­ти рас­ска­за и са­ти­ры. Ви­но очень спо­соб­ст­во­ва­ло воз­ник­но­ве­нию ори­ги­наль­ных идей, яр­ких, соч­ных ху­до­же­ст­вен­ных об­ра­зов. Из­вест­но, что мно­гие ге­ни­аль­ные пи­са­те­ли бы­ли хро­ни­че­ски­ми ал­ко­го­ли­ка­ми.

Че­рез кни­ги я вхо­дил с не Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ко­то­ры­ми из пи­са­те­лей в очень глу­бо­кий кон­такт. Мои­ми ли­те­ра­тур­ны­ми на­став­ни­ка­ми ста­ли И. Бу­нин и А. Ку­прин. В осо­бен­но­сти, с по­след­ним я на­хо­дил так мно­го об­ще­го, так жи­во со­пе­ре­жи­вал пер­со­на­жам его про­из­ве­де­ний и са­мой жиз­ни пи­са­те­ля, что не удер­жи­вал­ся и пла­кал, чи­тая Ку­при­на и Ли­те­ра­тур­ные встре­чи его ав­то­био­гра­фию.

Как я сей­час ви­жу, ал­ко­голь по­зво­лял мне на­ка­п­ли­вать ос­та­нов­ки внут­рен­не­го диа­ло­га по Кас­та­не­де, рас­ша­ты­вал мою точ­ку соз­на­ния и спо­соб­ст­во­вал то­му, что­бы ви­деть мир не та­ким, ка­ким его ви­дит боль­шин­ст­во, а со сво­ей, уни­каль­ной и ори­ги­наль­ной точ­ки зре­ния. Кста­ти, срав­ни­те вы Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ра­же­ния: точ­ка сбор­ки - точ­ка зре­ния. Ведь, та­кие сов­па­де­ния не­спро­ста! Энер­гия ви­на или пи­ва спо­соб­ст­ву­ет со­би­ра­нию так на­зы­вае­мо­го «вто­ро­го вни­ма­ния», или «вни­ма­ния Сно­ви­де­ния», и слу­жит для пе­ре­ме­ще­ния точ­ки соз­на­ния на уро­вень энер­ге­ти­че­ско­го двой­ни­ка. А по-на­стоя­ще­му тво­рить мож­но толь­ко с это­го уров­ня Ли­те­ра­тур­ные встре­чи, так как здесь при­сут­ст­ву­ет и обо­ст­рён­ность вос­при­ятия, и по­вы­шен­ная чув­ст­ви­тель­ность, и на­плыв яр­ких об­ра­зов, и ори­ги­наль­ных идей и форм.

Я - нерв, нерв, на­хо­дя­щий­ся в глу­бин­ке Рос­сии, в её серд­це…

И хо­тя ал­ко­голь спо­соб­ст­во­вал из­ме­нён­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния, кро­ме не­сколь­ких ори­ги­наль­ных рас­ска­зов, мне не­че­го бы­ло Ли­те­ра­тур­ные встре­чи, по боль­шо­му счё­ту, ска­зать дру­гим лю­дям. Я пи­сал для са­мо­вы­ра­же­ния, но, ес­те­ст­вен­но, меч­тал по­ко­рить мир сво­им «та­лан­том». Не­ко­то­рые ли­те­ра­тур­ные спо­соб­но­сти у ме­ня бы­ли, а вот та­лан­та не бы­ло. Что­бы он поя­вил­ся, не­об­хо­дим был серь­ёз­ный, упорный труд, к ко­то­ро­му я был не го­тов и не при­спо­соб­лен.

Я при­ме Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­рял на се­бя мас­ки хро­ни­кё­ра, ли­те­ра­тур­но­го на­блю­да­те­ля, опи­сы­ваю­ще­го жизнь, как она есть. Ме­ня влек­ло оби­лие че­ло­ве­че­ско­го ма­те­риа­ла. Я был жа­ден до лю­бой ори­ги­наль­ной че­ло­ве­че­ской ис­то­рии и за­гад­ки, ко­то­рую мож­но бы­ло под­слу­шать в слу­чай­ной пив­ной. У ме­ня был от­дель­ный жур­нал, где я со­би Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­рал свою кол­лек­цию ли­те­ра­тур­ных порт­ре­тов, в ко­то­рой бы­ли про­сти­тут­ки, «го­лу­бые», ба­ры­ги, не­удач­ни­ки, карь­е­ри­сты и чес­то­люб­цы. Жизнь, убе­ж­дён был я, на­до чер­пать из са­мой жиз­ни! А опи­сы­вать на­до лишь толь­ко то, что пе­ре­жил и уви­дел сам. То­гда поя­вит­ся и дос­то­вер­ность, и об­раз­ность, и ху­до­же­ст­вен­ность, и та Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­лант­ли­вость…

Ал. Ку­прин учил и на­став­лял ме­ня в этот пе­ри­од и как пи­сать, и как жить: по­гру­жать­ся опыт­но во всё и ис­кать, как ищет охот­ни­чья со­ба­ка, раз­ви­вая ли­те­ра­тур­ный нюх…

Од­но­вре­мен­но я ис­пы­ты­вал серь­ёз­ные внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия, раз­оча­ро­ва­ния и со­мне­ния в сво­их ли­те­ра­тур­ных спо­соб­но­стях. Я пи­сал толь­ко Ли­те­ра­тур­ные встре­чи по наи­тию, под на­по­ром силь­ных эмо­цио­наль­ных вол­не­ний и впе­чат­ле­ний. И под «бу­ты­лоч­ку»… Ал­ко­голь в дей­ст­ви­тель­но­сти ни­ко­го не смог сде­лать та­лант­ли­вым. Но, тем не ме­нее, имен­но его энер­гия сме­ща­ла мою точ­ку соз­на­ния к пер­вич­ным, не­урав­но­ве­шен­ным и буй­ным твор­че­ским по­то­кам. И здесь не­ожи­дан­но впер­вые на ме­ня об Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ру­шил­ся Дух!..

Как-то в пол­ночь, си­дя за оче­ред­ным рас­ска­зом, я во­шёл в глу­бо­кое, поч­ти тран­со­вое эмо­цио­наль­ное со­стоя­ние. По­ток по­нёс ме­ня всё даль­ше и вы­ше - ночь бы­ла на из­лё­те, вре­мя пе­ре­ста­ло су­ще­ст­во­вать - и я впер­вые пе­ре­жил, уз­нал, по­стиг твор­че­ский экс­таз. Ко­гда мак­си­маль­ное на­пря­же­ние вдруг дос­ти­га­ет сво­его апо Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­гея и мгно­вен­но обо­ра­чи­ва­ет­ся сла­до­ст­ным ос­во­бо­ж­де­ни­ем, упое­ни­ем и вос­тор­гом, - и ты за­ли­ва­ешь­ся слё­за­ми Люб­ви и сча­стья… В этот мо­мент, из­ли­вая свои чув­ст­ва на бу­ма­гу, я со­стра­дал, бо­лел, лю­бил и од­но­вре­мен­но был не­из­ре­чен­но сча­ст­лив и сво­бо­ден. Это бы­ло спон­тан­ным по­тря­се­ни­ем…

По­доб Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­но­го со мною ра­нее не слу­ча­лось. Од­на­ко пер­вый твор­че­ский про­рыв ока­зал­ся все­го лишь проб­ным «под­клю­че­ни­ем»…

По­сте­пен­но мои ли­те­ра­тур­ные по­ту­ги в то вре­мя по­те­ря­ли для ме­ня свою зна­чи­мость. Я пол­но­стью раз­оча­ро­вал­ся в сво­их твор­че­ских це­лях и в са­мом ли­те­ра­тур­ном про­цес­се. А ли­хой зе­лё­ный Змий всё ча Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ще сжи­мал свои коль­ца и за­кру­чи­вал ме­ня в свои гру­бые, да­вя­щие, ко­лю­чие тис­ки. Но судь­ба ока­за­лась ми­ло­сти­вой ко мне..

И, за­ло­жив оче­ред­ной ви­раж, она под­толк­ну­ла ме­ня к но­во­му по­зна­нию. Ост­ро чув­ст­вуя по­треб­ность в об­ре­те­нии на­сущ­но­го смыс­ла жиз­ни, ко­то­рую ещё бо­лее раз­бе­ре­дил зе­лё­ный Змей, и Ли­те­ра­тур­ные встре­чи не­ждан­но по­лу­чив от не­го из­бав­ле­ние, я от­пра­вил­ся в уди­ви­тель­ный мир эзо­те­ри­ки на встре­чу с ду­хов­ны­ми Учи­те­ля­ми, впе­чат­ле­ния от зна­комств с ко­то­ры­ми и опи­сы­ваю здесь. И поч­ти од­но­вре­мен­но я воз­вра­тил­ся к сво­им днев­ни­ко­вым за­пи­сям.

Но­вые ли­те­ра­тур­ные на­став­ни­ки и но­вый пе­ри­од пи­са­тель­ской Ли­те­ра­тур­ные встре­чи ув­ле­чён­но­сти за­ста­ли ме­ня уже по­сле встре­чи с са­мим до­ном Хуа­ном. Это бы­ло на при­ро­де, в де­рев­не мо­их пред­ков…

Из сво­ей де­рев­ни я за­пус­кал ру­ку в не­боль­шую биб­лио­те­ку в со­сед­нем по­сёл­ке и вы­ужи­вал от­ту­да ли­те­ра­тур­ные зо­ло­тые слит­ки. Я на­сла­ж­дал­ся в оди­но­че­ст­ве и за­чи­ты­вал­ся Лес Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­ко­вым, Тол­стым, Дос­то­ев­ским, Че­хо­вым, Бул­га­ко­вым…. Я про­ни­кал­ся сре­ди рус­ской при­ро­ды рус­ским соз­на­ни­ем. Я про­пи­ты­вал­ся твор­че­ски­ми виб­ра­ция­ми и глу­би­ной про­ник­но­ве­ния в жизнь этих клас­си­ков. Под их не­усып­ным вни­ма­ни­ем я вновь стал пи­сать сам. Мне те­перь уже бы­ло, что ска­зать дру­гим лю­дям. У ме­ня поя­вил­ся опыт са­мо Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­по­зна­ния…

Здесь-то и слу­чи­лось то са­мое эзо­те­ри­че­ское при­об­ще­ние и на­строй­ка - от­кры­лись ка­кие-то две­ри и на­ча­лось «го­ре­ние»…

Уди­ви­те­лен про­цесс твор­че­ско­го по­ис­ка. Он сли­ва­ет­ся с ду­хов­ным и вме­ща­ет в се­бя раз­но­об­раз­ней­шие чув­ст­ва и пе­ре­жи­ва­ния – от стра­да­ния и бо­ли, до ра­до­сти и вос Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­тор­га… Я на­все­гда по­лю­бил со­стоя­ния эмо­цио­наль­но­го на­ка­ла и вдох­но­ве­ния. Все эти со­стоя­ния я пе­ре­жи­вал в глу­бо­ком уе­ди­не­нии и от­ре­ше­нии от жиз­ни, но я не был оди­нок! Бо­лее то­го, вре­ме­на­ми, я пе­ре­жи­вал не про­сто бес­при­чин­ную ра­дость, но упое­ние и тон­кое бла­жен­ст­во отто­го, что мо­гу сво­бод­но дви Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­гать­ся, ку­пать­ся, плыть в твор­че­ских по­то­ках. Упои­тель­но на­сла­ж­де­ние твор­че­ским оди­но­че­ст­вом! Ты один, но твоё соз­на­ние спо­соб­но про­сти­рать­ся в не­опи­суе­мую глу­би­ну, ши­ри­ну и рас­про­стра­нять­ся по всем не­мыс­ли­мым на­прав­ле­ни­ям жиз­ни…

Ино­гда я при­но­сил свои ли­те­ра­тур­ные про­бы, ко­то­рые, ко­неч­но же, бы­ли в боль­шей Ли­те­ра­тур­ные встре­чи сте­пе­ни ав­то­био­гра­фи­че­ские (хо­тя я пи­сал и чис­то ху­до­же­ст­вен­ные ве­щи), - со­се­ду по де­ре­вен­ско­му до­му, ста­ро­му ев­рею, ал­ко­го­ли­ку Гри­ше, и чи­тал ему вслух. Ме­ж­ду про­дол­жи­тель­ны­ми за­поя­ми Гри­го­рий очень лю­бил чи­тать кни­ги, в том чис­ле и клас­си­ков…

При­знан­ные мас­те­ра про­зы не­зри­мо де­ли­лись со Ли­те­ра­тур­ные встре­чи мной тех­ни­кой ли­те­ра­тур­но­го ре­мес­ла. А я, с эзо­те­ри­че­ской точ­ки зре­ния, ви­дел, сколь мно­го они про­зре­ва­ли, «уга­ды­ва­ли» в че­ло­ве­ке. Че­рез своё твор­че­ст­во они близ­ко под­хо­ди­ли и к соб­ст­вен­но­му са­мо­по­зна­нию, но не ос­ме­ли­лись дви­нуть­ся даль­ше. Ви­жу своё при­зва­ние, что­бы ид­ти в этом на­прав­ле­нии… Так поя­вил­ся в Ли­те­ра­тур­ные встре­чи мо­ей жиз­ни ещё один Учи­тель, со­би­ра­тель­ный Ге­рой, аб­ст­ракт­ный рус­ский пи­са­тель. Ино­гда он не­ожи­дан­но при­хо­дит на по­мощь и да­ёт мне свои со­ве­ты - и не­ред­ко в жи­вой пло­ти ли­те­ра­то­ров-про­фес­сио­на­лов! От­кры­лись и тай­ны эзо­те­ри­ки ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са, и тай­ны ду­хов­но­го «го­ре­ния».

Од­на­ж­ды «Пи Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­са­тель» по­да­рил мне са­мое цен­ное: чув­ст­во глу­бо­кой, не­пре­стан­ной, внут­рен­ней не­удов­ле­тво­рён­но­сти тем, как я пи­шу, и не­об­хо­ди­мость ра­бо­тать над сло­гом, от­та­чи­вать его. Толь­ко спус­тя го­ды я по­нял, как на­до пи­сать. А по­нять ещё не зна­чит уметь: в соб­ст­вен­ном кри­ти­че­ском ана­ли­зе у ме­ня по­ка всё вы­хо­дит не­дос Ли­те­ра­тур­ные встре­чи­та­точ­но силь­но… Из­да­но де­сять мо­их книг по про­бле­мам ду­хов­но­го по­ис­ка и эзо­те­ри­че­ской пси­хо­ло­гии (в Ин­тер­не­те опуб­ли­ко­ва­но в эл. ви­де зна­чи­тель­но боль­ше). Но я ещё не на­пи­сал сво­их глав­ных ра­бот, не вы­ра­зил се­бя.

Не­умо­ли­мо не­сёт­ся, ска­чет вре­мя. Бу­дет ли в нём ме­сто для то­го, что­бы соз­дать всё Ли­те­ра­тур­ные встре­чи за­ду­ман­ное?

- Ещё на­пи­шешь, - слы­шу я го­лос рус­ско­го Пи­са­те­ля. - Бог даст, на­пи­шешь…

Твор­че­ст­во ста­ло од­ним из смы­слов мо­ей жиз­ни. Оно при­бли­жа­ет ме­ня к за­га­доч­но­му СОЗ­НА­НИЮ. Но, как ста­ло пол­но­стью оче­вид­ным, это, как и всё ос­таль­ное, че­ло­ве­ку - да­ёт­ся, спус­ка­ет­ся свы­ше…

Жизнь че­ло­ве­ка бы­ст­ро­теч­на. Ус­петь сго­реть Ли­те­ра­тур­ные встре­чи в ду­хов­ном, твор­че­ском ог­не и воз­ро­дит­ся из пе­п­ла в пол­ном, ве­ли­ко­леп­ном соз­на­нии для но­вой Ду­хов­ной Жиз­ни.

Ду­хов­ный свет соз­на­ния ог­не­но­сен.

Ог­ня! Ог­ня! Ог­ня мне! Сту­паю в огонь…


documentavussbx.html
documentavuszmf.html
documentavutgwn.html
documentavutogv.html
documentavutvrd.html
Документ Ли­те­ра­тур­ные встре­чи